Главная
Питание
Спорт
Семья
Здоровье
Целлюлит
Растяжкам - нет!
Лишний вес
Восстанавливаем форму за выходные
Маникюр
Фен-шуй
Работа
Гостевая книга
Новости сайта
Анкета
Форум
|
Мужчины воспринимают производственные совещания совсем иначе - они не упускают лишней возможности оказаться на виду у начальства. Это различие бросается в глаза даже в телерепортажах: как только речь заходит о каком-нибудь заседании, на экране появляется серо-синее море мужских пиджаков, кое-где разбавленное светлыми пятнами дамских нарядов - на них любит задерживаться уставшая от однообразия камера. В чем дело? То ли женщин туда не приглашают, то ли они высокими собраниями манкируют? Или честным труженицам важнее подготовить это самое заседание, чем сидеть в зале? Похоже, последнее предположение вполне соответствует действительности... В отличие от мужчин мы частенько забываем, что оказаться в нужном месте и удачно вставить свое слово бывает куда полезнее для карьеры, чем составить очередной отчет - пусть и тщательно выверенный, но безымянный.
Различного рода летучки, планерки и обмены мнениями - обычная форма работы. Этим стоит воспользоваться! Ведь сидя перед своим компьютером, видишь только то, что происходит у тебя под носом, - и можно запросто пропустить происходящие в офисе, тем более в компании, важные перемены. А на совещаниях узнаешь о назначениях, перемещениях, ближайших планах, новых проектах. И себя в центре событий чувствуешь это тоже никогда нелишне! Чем солиднее твоя организация и выше должность, тем больше времени уходит именно на деловые встречи. По сведениям Harvad Business Review, руководитель среднего звена проводит на них три с половиной часа в неделю. И чтобы использовать это время с максимальной отдачей, стоит вооружиться особыми "совещательными" навыками - они обязательно понадобятся, когда придется продвинуть новую идею или по влиять на принятие важного решения. Прежде всего надо знать, где и как это лучше сделать: совещания тоже бывают разные.
Партийный съезд
Иначе и не назовешь эти многочасовые собрания в больших залах со множеством участников и почетным президиумом. Созываются они, как правило, в особых случаях - чтобы подвести итоги, отметить выдающиеся достижения, объявить новую стратегию, представить новых руководителей. Тут все роли распределяются заранее, импровизация практически недопустима. По сути, подобные форумы нужны главным лицам, чтобы предать гласности важнейшие решения.
Даже если тебя пока не приглашают в кресло на сцене, не стоит пропускать такое зрелище - это же редкая возможность разобраться в иерархической структуре фирмы и в общей расстановке сил, оставаясь в тени.
Если ты на фирме недавно, присмотрись к коллегам: как они ведут себя, предпочитают отмалчиваться или свободно задают вопросы президиуму. Понаблюдай, как начальники общаются между собой на публике, какие вопросы выделяют, кто сидит на ключевых местах, а кто - рядом. Ведь факт остается фактом: объем реальной власти определяет и место в президиуме.
Если такой "съезд" проходит в большом зале, выбрать удобный наблюдательный пост нетрудно. А что, если совещание масштабом поменьше и проводится в комнате с длинным столом, где уже не скроешься? Пусть его созвали, только чтобы объявить высокое решение, и повестка дня совершенно формальная, все равно шеф в любой момент может сказать: "А теперь послушаем ваше мнение по данному вопросу". Конечно, неприятно, если это предложение застигнет тебя врасплох. Поэтому самая выгодная позиция - место посередине. Тогда тебе не придется начинать первой, что всегда тяжело, и ты не окажешься последней, когда все аргументы уже исчерпаны. И не забывай: в подобном случае от тебя, как правило, ждут не рассуждений на предложенную тему, а согласия с генеральной линией.
Оперативка
Почему многие руководители так их любят? Потому что именно на них обсуждаются насущные проблемы и способы их решения. Собирают на оперативках тех, кто заинтересован в конкретном решении. Значит, тут никто не витает в облаках и не пускается в философские размышления о том, например, как выгодно было бы найти рынок сбыта и наглухо закрыть его для конкурентов. Поэтому оперативки и не затягиваются.
Правда, самые серьезные конфликты рождаются тоже здесь. Почему? Людмила Н., замдиректора крупного завода, считает, что одна из основных причин - различные цели участников совещания. "Их нужно выяснять заранее, - уверена она, -потому что они могут кардинально отличаться от официальных лозунгов. К примеру, недавно мы проводили планерку по качеству продукции с представителями купившего нас банка. Все живо обсуждали и развитие производства, и новое оборудование. А на самом деле банкиров интересовало, как из завода выкачать побольше прибыли, чтобы продать его подороже. Если такого не знаешь, рискуешь остаться в дураках. Поэтому задолго до назначенного дня я стараюсь добыть нужные мне сведения. Практически готовлю себе "досье".
Еще надо знать, что решения принимаются до или после, но не во время совещания. Это одно из главных правил менеджмента. Ведь позиции босса должны быть незыблемы, тем более на совещании, а открыто и публично влиять на его мнение - значит поколебать его авторитет. Поэтому шеф может запросто отвергнуть предложение, если оно сделано внезапно, без предварительного согласования. Твоя идея может быть просто блестящей, но ей нужна "предпродажная подготовка". Еще до выхода на поле организуй свою команду: заранее заручись поддержкой коллег, посоветуйся со своим непосредственным начальником, а уж потом выдвигай идею на всеобщее обсуждение. И не отчаивайся, если твое выступление встретят в штыки.
Совещания для того и существуют, чтобы помериться силами и выяснить, не качается ли стул под каким-нибудь завом. Так что внешняя агрессивность входит в правила игры. Тебя наверняка будут перебивать, сбивать с толку разными вопросами и отпускать язвительные замечания типа "О Боже, о чем это она". Не принимай эти колкости близко к сердцу и не думай, что это проявление чисто мужского шовинизма. Это, можно сказать, условия борьбы.
Еще на оперативках становится ясно, насколько хорошо ты умеешь играть в команде. Если совещание проводится "со своими", то открытая дискуссия и конкуренция только приветствуются. Но как только по ту сторону стола садится другая команда, надо прекратить внутренние разногласия и забыть о личных амбициях.
Мозговой штурм
Это тоже своего рода совещание. Как правило, "штурмуют" в маркетинге, рекламе, при запуске нового изделия. "Шеф собирает нас каждую неделю, - рассказывает Галина, специалист по маркетингу международной компании, - и мы просматриваем рекламные ролики. Шефу нужна наша непосредственная реакция: что нам нравится, что нет, что бы мы хотели изменить -словом, надо высказывать все впечатления и ассоциации, что приходит в этот момент в голову. Мы, конечно, делаем замечания, и шеф нас внимательно слушает, но пока не внес никаких изменений в рекламную политику".
В этой ситуации шеф Галины добивается максимального числа идей и мнений - те, что совпадут с линией руководства, будут тут же взяты на вооружение. На первых порах такие совещания интересны, ведь здесь нет никаких рамок, можно свободно обменяться впечатлениями, поиграть словами, но в целом они приносят мало удовлетворения. По сути "мозговой штурм" -нечто вроде опроса общественного мнения, только в роли общества выступаешь ты. "Штурмы" нередко бывают очень продуктивны. Например, надо придумать название для новой торговой марки, и руководство не хочет, чтобы этим занимались специалисты со стороны. Тогда из своих сотрудников создается творческая группа, которая "выдает на гора" массу самых разных идей - наверняка появится что-нибудь оригинальное и интересное. Если в результате "штурмовых" действий в твоей голове родилась, скажем, принципиально новая концепция, не спеши объявлять свое авторство. Дело в том, что твои мозги поработали, чтобы создать продукт, за который отвечает твой начальник. Значит, он и получит все лавры. Искренне поздравь его с успехом и не переживай: все и так запомнят, что у тебя золотая голова.
Неформальное общение
После того как заканчивается официальное заседание, обмен мнениями и совещание как таковое все еще продолжается - в кулуарах, на даче, в ресторане. Обычно женщины считают, что разговоры там чисто мужские, скучные, - и не спешат присоединяться к общей компании. А зря: нередко именно после дружеского, неофициального обсуждения решается окончательная судьба важного вопроса. Но работа в неформальной обстановке не перестает быть работой. Так что расслабляться не стоит. Например, за ужином в ресторане, куда всех приглашают, просто чтобы поддержать дух сотрудничества, тебя могут проверить на лояльность компании. Ответственное лицо с кредитной картой, конечно же, проследит, кто и сколько выпьет за счет фирмы, и отметит, что ты, скажем, заказываешь бокал вина, в то время как остальные из показной экономии предпочитают пиво. О том, как достичь вершин карьеры, мне не раз доводилось беседовать с западными специалистами, работающими в России. Многие из них считают, что нашим женщинам для продвижения по служебной лестнице не хватает именно личных связей с коллегами. Ведь прежде чем сделать назначение, босс обязательно задумается: "Наш ли это человек?" На высоком руководящем уровне личные контакты и связи ценятся не ниже профессионализма. А вот устанавливаются они только в неформальной обстановке.
Как победить
В одном американском руководстве для менеджеров, которое было написано явно для мужчин, я обнаружила один любопытный совет - на совещании нужно смутить соперника, выбить его из колеи. И для этого предлагалось:
делать вид, что не помнишь его имя. Если он Майкл, надо упорно называть его Бобом;
периодически обращаться к нему со словами: "Дорогой мой, да Вы и сами не поняли, что сказали...";
невзначай заметить: ''Что-то Вы неважно выглядите, наверное, всю ночь не спали"и т.д.
И автор говорит об этом совершенно серьезно! Неудивительно, что американки считаются слишком жесткими в общении - своим коллегам-мужчинам им приходится платить той же монетой. У нас, конечно, не Америка, но и на наших оперативках нередко используются подобные методы. Особенно когда разгораются споры и каждый старается взять верх над оппонентом. Словесные перепалки - не самое приятное зрелище, но отмалчиваться в такой ситуации - еще хуже. А женщины обычно вежливо ждут, пока все наконец выговорятся и предоставят им слово. И напрасно очередь может так и не дойти. Поэтому, если тебя явно атакуют:
не давай сопернику перехватить инициативу и продолжай говорить сама;
не реагируй на провокационные реплики;
обращайся не к противнику, а к шефу и готовым тебя поддержать коллегам.
Блестящий пример достойного словесного боя - телеинтервью Маргарет Тэтчер, которое она как-то дала трем нашим журналистам. Просто невозможно забыть, как они втроем наскакивали с каверзными вопросами и какой разнос она им устроила. Из подобных баталий тоже надо извлекать уроки для себя. Говори кратко и четко по делу, а не старайся понравиться слушателям. Подчеркивай уверенность в своей правоте. Вместо расплывчатого "Я могу ошибаться, но не лучше ли будет..." ясно заявляй: "Я считаю разумным...".
Защищаясь, надо звучать убедительно, чтобы шеф не усомнился в твоих силах и ценности твоего предложения. Голос должен быть твердым и достаточно громким, чтобы все тебя слышали. На оперативках вообще бывает довольно шумно, и только те, кто достиг определенного положения и пользуется авторитетом, могут позволить себе говорить нарочито тихо - так, чтобы все вокруг затаили дыхание.
В целом совещание - часть рабочей рутины и своего рода соревнование, промежуточный экзамен, где ты показываешь результаты индивидуальных тренировок. Разумеется, подходить к нему надо с выполненной работой, иначе не спасут никакие хитрости. Но, как бы хороша она ни была, представлять ее надо в выгодном свете и тем, кто в ней заинтересован. Воспринимай совещание не как унылую обязанность, а как увлекательную игру на перспективу - и в каждой конкретной ситуации добивайся пусть маленькой, но конкретной цели. Тогда и большой успех перестанет казаться недосягаемым.
Мария Краснова
http://www.femina.com.ua
|
Статьи раздела "Деловое совещание":
Ведение делового совещания
|